Аукцион
Когда искусство и цель, и средство

Люди платят миллионы за обладание редким произведением искусства. Почему одни предметы стоят баснословных денег, а другие - сущие копейки? Как устроены аукционы современного искусства? Доступны ли аукционы обычному человеку?

Рассказываем обо всем по порядку.
Картина "Крик" Эдварда Мунка на аукционе Сотбис.
Итак, аукционы. Когда возникает необходимость что-то продать на публике, или даже - распродать с наибольшей выгодой, люди организовывают торги. На любых торгах есть лот (предмет, заявленный на продажу), есть аукционист (человек, который проводит торги и рассказывает о лотах), и есть покупатели.

Аукционы появились еще в Древнем Риме, но особенное развитие получили в XVIII-XIX веках. Обычным поводом для проведения торгов были ситуации печального характера - смерть, банкротство или репрессии. Череда революций, прокатившаяся по Европе в XVIII выбросила на рынок огромное количество предметов роскоши, которые новая власть старалась продать наиболее выгодно. Продавали, конечно, все подряд - и искусство в том числе. В определенный момент торговцы роскошью поняли, что искусство и без печального повода можно выгодно продать на торгах. Главное - создать шоу! В дело вступила экономика впечатлений.
За любым аукционом стоит огромная работа сотрудников аукционного дома, которые не только ищут интересные экспонаты на продажу, но и проводят большую исследовательскую работу, чтобы подтвердить подлинность предметов искусства.
Аукционный дом

Аукционный дом выступает как хаб: с одной стороны находятся обладатели предметов искусства, которые хотят их продать, с другой - желающие их купить. Простота этой схемы обманчива. На самом деле за любым аукционом стоит огромная работа сотрудников аукционного дома. Они изучают рынок и предлагают коллекционерам выгодно продать их интересные экспонаты, потому что знают, что на них будет спрос.
С другой стороны, в аукционный дом поступают предложения от собственников - продать арт-объекты. Причины могут быть разные: кто-то хочет на этом хорошо заработать, кому-то просто нужны деньги в силу обстоятельств, а кто-то может корректировать свою коллекцию и продавать предметы, к которым охладел.
Подготовка к аукциону

Прежде, чем наступило само мероприятие, публику "подготавливают" к нему.

Аукционный дом собирает перечень арт-объектов, которые будут выставлены на продажу на аукционе. К аукциону выпускается каталог, где представлены все лоты и их описание. Описание содержит провенанс (историю происхождения и владения этим предметом искусства), а также эстимейт (ожидаемую оценочную стоимость продажи этого предмета на торгах). Каталог направляется все заинтересованным коллекционерам аукционного дома, и после с них получают обратную связь - что именно их заинтересовало.

По уровню заинтересованности к отдельным лотам сотрудники аукционного дома определяют "звезд" торгов - за какие лоты будут бороться активнее всего. Как правило, эти позиции оставляют "на сладкое" - их будут выставлять на торги последними.
Фото с аукционных торгов.
Из открытых источников.
Как проходит аукцион

Аукцион - это шоу! И задача аукциониста - человека, который проводит аукцион - сделать его незабываемым. Он играет с публикой, улавливает ее настроение, манипулирует ее ожиданием. Одним словом, делает все, чтобы люди были полностью вовлечены в происходящее и испытывали эмоции.

И действительно, смесь интриги, больших денег, сплетен и ставок накаляет атмосферу до предела. Пресса, которую пускают в зал в отдельную зону, внимательно следит за тем, кто пришел, какие ставки сделал и кто что купил. Часть сделок проводится по телефону (и это чем-то напоминает торги на бирже, когда брокеры, не слезая с телефон, делают ставки), что только добавляет интриги.

- Все ставки сделаны! Продано! - стучит молотком аукционист, и сделка считается заключенной.
Стоимость проданного лота на торгах, она же Hummer Price, совсем не финальная сумма, которую заплатит покупатель. Сверху начисляется комиссия аукционного дома и налоги.
После торгов

После финального удара молотка заканчивается работа аукциониста и начинается работа сотрудников аукционного дома. Стоимость лота, озвученная на торгах (Hummer Price), вовсе не является финальной ценой, которую платит покупатель. Сверху этой цены покупатель платит комиссию аукционного дома (от 10% и выше) и, конечно, налоги.
Кстати, в нашей игре именно так и происходят торги на аукционе - после покупки в Аукционном доме игрок должен заплатить 10% комиссии. Так что здесь все честно и как в жизни.
Бывает так, что не все сделки доходят до финала - факторов может быть много и они разные.

К тому же, аукционы - не единственное средство заработка аукционного дома. Например, те объекты, что не были проданы в процессе торгов, могут быть впоследствии куплены частным образом. К посредничеству аукционного дома прибегают и для частных сделок, когда аукционный дом ищет под заказ какие-то предметы искусства. И доход от частных сделок иногда гораздо больше, чем от аукциона.
Владимир Овчеренко, основатель галереи OVCHARENKO и аукционных торгов VLADEY.
А можно и онлайн!

Пандемия внесла множество корректировок в нашу жизнь, в том числе и в характер и тип сделок в арт-мире. Если до 2020 онлайн площадок по продаже предметов искусства было по пальцам посчитать, то во время пандемии все, что могло перейти в онлайн, перешло в онлайн. В том числе и аукционы.
И это расширило географию и возможности участия в аукционе. Вы можете поучаствовать в аукционных торгах на другом конце земного шара не выходя из своего дома.
К тому же онлайн дает возможности для открытой продажи всех ценовых категорий искусства, в том числе очень даже бюджетных. Торги по принципу e-bay в настоящее время вполне себе нормальная ситуация. А если вы хотя бы немного разбираетесь в современных художниках, то можете еще и очень выгодно приобрести себе в коллекцию какой-нибудь интересный арт-объект.
Так зачем же они нужны?

Помимо очевидной причины - заработка аукционного дома на открытой купле-продаже объектов искусства - есть еще ряд важных следствий.

Арт-бизнес, в отличие от многих других сфер, все-таки достаточно закрытая история. Многие сделки совершаются приватно и какой-либо внятной статистики от галерей добиться сложно. Конечно, все они сдают отчетность и ведут бухучёт, но понять сколько стоил каждый отдельный объект практически невозможно.

Аукцион открыто показывает востребованность того или иного художника и уровень цен на него. Это дает ориентир для всех прочих продаж художника и его работ на рынке.

Может для вас это будет открытием, но весь мир спокойно себе считает инвестицией покупку произведения искусства. Так, для примера, картины Энди Урхола стоили десятки тысяч долларов еще пол века назад. Сейчас за них готовы платить миллионы. И это далеко не самый востребованный и дорогой художник.

Аукционная база доступна на специальных ресурсах, которой пользуются специалисты арт-бизнеса по всему миру. Это хороший и наглядный аналитический инструмент для прогнозирования спроса и предложения.

И искусство, это не только про возвышенное и прекрасное. Для многих людей, помимо важной смысловой составляющей, это еще и бизнес.