Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г.​ | Настольная игра "Главный экспонат"
Фото перформанса "Энергия покоя", 1980 г
Марина Абрамович и Улай, "Энергия покоя", 1980 г

Балканская художница Марина Абрамович сегодня олицетворяет собой целое направление в искусстве,- жанр "перформанса", наряду с такими художниками как Пабло Пикассо- кубизм; Сальвадор Дали- сюрреализм, Энди Уорхол- поп-арт. Марина Абрамович стояла у истоков формирования и распространения этой формы искусства в 70-х годах прошлого века, пытаясь находить наиболее яркие и ясные пути самовыражения и исследовать возможности человеческого тела.


Немаловажным периодом творчества Абрамович также является перформансы с немецким художником Уве Лайсипеном (Улаем) - ее любовником и партнером в течение двенадцати лет. У них был один день рождения на двоих- 30 ноября; в какой-то момент они стали одинаково одеваться, носили одинаковые прически и называли себя "клей". Главной темой в совместном творчестве Абрамович и Улая был конфликт возможности отношений и самоуничтожения двух людей, полностью поглощенных друг другом. С помощью этих парных перформансов они пытались определить сущность и границы взаимоотношения двух людей, чаще всего через радикальные методы, порой даже представляющие угрозу жизни и здоровью.


Перформанс "Энергия покоя" - это работа о тотальном доверии на грани жизни и смерти. Улай держал направленный в грудь Марины настоящий лук с натянутой тетивой и стрелой, которая была направлена в сердце Марины. В свою очередь Абрамович держала корпус лука своими руками, отклоняясь и натягивая тетиву. Также к их сердцам был прикреплен микрофон, который фиксировал и воспроизводил дыхание и сердцебиение партнеров. «Эта работа длилась четыре минуты двадцать секунд, что казалось вечностью. Напряжение было невыносимым».


Интересно то, что угроза смерти стояла только для Марины, потому что на нее была направлена стрела, в то время как для Улая это ничего бы не значило, он просто держал лук. Однажды уже после их расставания кто-то спросил Улая, почему стрела была направлена не на него, на что он ответил: "Это было мое сердце", имея в виду, что они с Мариной были одной общей личностью. С одной стороны, данный опыт обращает наше внимание на то, что, доверившись кому-то, мы можем подвергнуть нашу жизнь опасности; с другой же, - показывает, что мы готовы пожертвовать своей судьбой ради любимого человека. Но все-таки этот перформанс можно трактовать как то, что в трагических отношениях один больше страдает, и чаще всего это именно женщина, она всегда более уязвима. От Улая зависело все, несмотря на то, что Марина тоже была частью равновесия их общей "системы".


Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г. | Настольная игра "Главный экспонат"