Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г.​ | Настольная игра "Главный экспонат"
Дерево, масло, 389,005 × 220 см
Музей Прадо, Мадрид
Фото из открытых источников
Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", 1500-е


«Сад земных наслаждений» – самое известное произведение Иеронима Босха. Он сохранился лучше других триптихов Босха. Его отличает равномерное распределение света по всей поверхности, отсутствие светотеневой моделировки, чёткая прорисовка фигур, яркий и насыщенный колорит.

Внешние створки «Сада земных наслаждений», как и во всех прочих триптихах Босха выполнены в технике гризайли – так называется вид живописи, при котором художник работает оттенками одного цвета

Огромная полупрозрачная сфера символизирует момент творения мира, как он описан в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета.

Внутренние створки: Между Эдемским садом (левая створка) и адом (правая) располагается Сад наслаждений – образ земного мира, давший название всему триптиху.

Уникальную панораму, созданную фантазией Босха и серьёзно нарушающую традиционную христианскую иконографию, пытались объяснять с позиций астрологии и алхимии, философии и нумерологии; в ней искали аллегории и символы, пророчества и скрытые смыслы.

В ХХ веке, после открытия Фрейдом бессознательного, интерес к полузабытому к тому времени Босху вспыхнул с новой силой. Теоретик сюрреализма Андре Бретон настаивал, что в «Саде земных наслаждений» и других произведениях Босха перед нами являются фантомы, кошмары бессознательного, а сам Босх с его галлюцинаторным воображением был первым сюрреалистом: под его кистью обретали видимую реальность глубинные человеческие инстинкты.

Один из самых значительный исследователей Босха Дирк Бакс установил множественные параллели между образами «Сада земных наслаждений» и голландским фольклором и архаичной литературой. Бакс считал, что животные, плоды и кораллы – это эротические символы, которые были широко распространены во времена Босха в народных песнях, поговорках и жаргонных идиомах.

Первым в истории интерпретатором картины стал ученый монах Хосе де Сигуэнса. Триптих поступил в распоряжение испанского короля, а Сигуэнса в то время был первым историком и хроникёром Эскориала. Сигуэнса посчитал «Сад земных наслаждений» нравоучительной картиной. Он полагал, что перед нами собирательный образ человечества, которое погрязло в греховных наслаждениях, променяв на них первозданную красоту утраченного рая. Более того: де Сигуэнса даже предлагал написать с картины как можно больше число копий и распространять их, чтобы вразумлять верующих. Интересно, что концепция Сигуэнсы, высказанная в самом начале XVII века, после множества дискуссий и нескольких веков исследований, до сих пор считается наиболее релевантной.

По материалам сайта Артхив.

Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г. | Настольная игра "Главный экспонат"