Сандро Боттичелли "Рождение Венеры", 1482 – 1486 гг.
Это произведение искусства удивительно несколькими фактами.
Первый и, на первый взгляд не очевидный, время создания работы. Только начал зарождаться Ренессанс и еще до недавнего времени и помыслить было нельзя об изображении обнаженного женского тела не для образа грешницы, а для образа богини, да еще и языческой. Для понимания тенденций того времени - перед написанием этой картины Сандро Боттичелли трудился над росписью Сикстинской капеллы.
Второй факт вытекает из первого. Согласно представлениям неоплатоников, непостигаемый Бог все время воплощает себя в земной красоте, будь то красота телесная или духовная — одна без другой невозможна. Тем самым языческая богиня у неоплатоников становилась аллегорией гласа Божьего, несущего людям откровение прекрасного, через которое спасается душа.
Смелый поступок Боттичелли открыл возможности для других художников Ренессанса - Джорджоне «Спящая Венера» (ок. 1510) или для Тициана «Венера Урбинская» (1538)
Как и все произведения того времени картина содержит много символов и смыслов, помимо самой мифологии - значение цветов и растений, положения рук и складки ткани - все это передавало смыслы.
Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи — первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано. Она скончалась достаточно рано, от чахотки.
Картина хранится в Галерее Уфицци, Флоренция, и на нее стоит посмотреть вживую хотя бы однажды - она обладает какой-то магической притягательностью.