Исаак Левитан, "Над вечным покоем", 1977 г
Картина «Над вечным покоем» была создана, когда Левитану едва исполнилось 33 года. Она вобрала в себя и весь его художественный опыт, и опыт недолгой жизни, часто печальный и горький.
Работа над этим большим полотном проходила летом 1894 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Художник синтезировал множество натурных наблюдений и придал произведению монументальный характер.
Глухая тоска и чувство безмерного одиночества человека перед лицом вечности воплощены Левитаном в этом произведении. Забытый Богом и людьми, затерявшийся между небом и водой кусочек берега с церквушкой, покосившимися крестами на сельском кладбище, поросшем «травой забвения», – этот печальный пейзаж рождает мысли о бренности жизни, о суетности земного.
Тема «вечного покоя», воплотившаяся в образном строе картины, возникла как результат многих впечатлений и переживаний художника.
Один из современников Левитана утверждал, что «это даже не пейзаж», а «картина души человеческой в образе природы». Сам художник считал ее одним из наиболее значительных своих произведений. Полотно вызывает широкие ассоциации – музыкальные, поэтические, живописные. Сопоставляют его и с популярной в 1890-е годы картиной швейцарского живописца А. Бёклина «Остров мертвых» (1880). Их сближение проявляется в изображении «кладбищенского» острова, затерянного в океане времени, и в торжественно-эпическом строе. Умонастроение Левитана созвучно эпохе с ее противоречивыми духовными исканиями, размышлениями о месте человека в потоке жизни.
Источник:
Третьяковская галерея