Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г.​ | Настольная игра "Главный экспонат"
Холст, масло, 150 × 206 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото из открытых источников
Исаак Левитан, "Над вечным покоем", 1977 г


Картина «Над вечным покоем» была создана, когда Левитану едва исполнилось 33 года. Она вобрала в себя и весь его художественный опыт, и опыт недолгой жизни, часто печальный и горький.


Работа над этим большим полотном проходила летом 1894 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Художник синтезировал множество натурных наблюдений и придал произведению монументальный характер.

Глухая тоска и чувство безмерного одиночества человека перед лицом вечности воплощены Левитаном в этом произведении. Забытый Богом и людьми, затерявшийся между небом и водой кусочек берега с церквушкой, покосившимися крестами на сельском кладбище, поросшем «травой забвения», – этот печальный пейзаж рождает мысли о бренности жизни, о суетности земного.

Тема «вечного покоя», воплотившаяся в образном строе картины, возникла как результат многих впечатлений и переживаний художника.


Один из современников Левитана утверждал, что «это даже не пейзаж», а «картина души человеческой в образе природы». Сам художник считал ее одним из наиболее значительных своих произведений. Полотно вызывает широкие ассоциации – музыкальные, поэтические, живописные. Сопоставляют его и с популярной в 1890-е годы картиной швейцарского живописца А. Бёклина «Остров мертвых» (1880). Их сближение проявляется в изображении «кладбищенского» острова, затерянного в океане времени, и в торжественно-эпическом строе. Умонастроение Левитана созвучно эпохе с ее противоречивыми духовными исканиями, размышлениями о месте человека в потоке жизни.

Источник: Третьяковская галерея

Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г. | Настольная игра "Главный экспонат"