Казимир Малевич "Черный квадрат" 1915 г.​ | Настольная игра "Главный экспонат"
Фото из открытых источников.
Казимир Малевич "Черный квадрат" 1915 г.

Первый и самый известный «Черный квадрат» был написан Малевичем в 1915 году для футуристической выставки «0, 10» (есть еще три версии - 1,2,3). Впрочем, идея зрела в нем давно. Работая над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем», Малевич поместил черный квадрат на задник: рукотворное черное солнце взошло над авангардной сценой уже в 1913-м.

«Квадрат», как и все, что с ним связано, окутано мистическим туманом. Существует несколько версий, объясняющих, как он был написан, под чьим влиянием пребывал Малевич, что хотел сказать миру своим дивным произведением.

Версия первая. Работая на «Черным квадратом», Казимир Малевич точно знал, чего хочет. Он заранее все рассчитал — размеры, плотность «закраски», характер мазков и даже легкую асимметричность. Если бы он отклонился от расчетов — хоть на градус, хоть на миллиметр — ничего бы не вышло.
За и против: Малевич был исследователем и придавал большое значение работе с данными, но все же его гений был больше интуитивным и он часто "подгонял" научные обоснования к полученному результату уже задним числом.

Версия вторая. Казимир Малевич написал «Черный квадрат» в состоянии транса — он и сам понял, что сделал, лишь некоторое время спустя.
За и против: Действительно, Малевич признавался, что работа над квадратом была экстатическим опытом, но все же он любил "добавить ярких красок" к своим историям. Доподлинно известно, что к «Квадрату» Малевич примеривался уже давно — ряд набросков он сделал как минимум за два года до «проблесков и молний», так что процесс его создания был долгим и вполне осмысленным.

Версия третья. Изначально нечто черного цвета было частью другого «сюжета». Но,постепенно разрастаясь, обрело форму квадрата и заполнило все пространство холста.
За и против: На просвете рентгеном видно, что под слоем краски находится несколько наложенных друг на друга изображений, так что возможно он закрасил их в сердцах, или же не нашел чистого холста, когда захотел написать именно такой черный квадрат.

Версия четвертая. Казимир Малевич хотел посмеяться над впечатлительной публикой. Сделал «Черный квадрат» центром сложноустроенной философской доктрины, насочинял хитроумных теорий, а сам все это время держал фигу в кармане.
За и против: На рентгене помимо других изображений также была обнаружена надпись "Битва негров в пещере глубокой ночью", специалисты считают, что это почерк Малевича. Но в 1915-м, когда был написан «Черный квадрат» рентгенофлуоресцентного и инфракрасного анализа картин не проводилось. Если бы он задумал подобную шутку, ему пришлось бы придумать и способ ее обнародовать, однако тайну этой надписи (как и сам факт ее существования) Малевич унес с собой в могилу.

Версия пятая. Своим «Черным квадратом» Малевич хотел дать пощечину — общественному вкусу, истеблишменту, самодовольным арт-критикам,художникам старых школ, братьям-футуристам, одним словом, всем.
За и против: Да, Казимир Малевич обладал не простым характером и дорожил вниманием к своей персоне. Но то, что сейчас легко принять за склонность к эпатажу, было у Малевича вполне искренней позицией — его интересовала возможность высказаться, а не реакция аудитории.

По материалам Arthive.

Казимир Малевич "Черный квадрат" 1915 г. | Настольная игра "Главный экспонат"