Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г.​ | Настольная игра "Главный экспонат"
Месторасположение: Музей Орсе, Париж
Холст, масло. 207 x 265 см
Эдуард Мане "Завтрак на траве", 1863г

Картина "Завтрак на траве", также представленная в Салоне как "Купание", является наиболее вызывающей и знаковой картиной Эдуарда Мане. На холсте изображены двое полностью одетых мужчин и обнаженная женщина, расположившиеся на лесной поляне для пикника. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и мифологические персонажи. Мане совершил неслыханную дерзость и сделал героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа.


Несмотря на обыденный сюжет, Мане сознательно выбрал большой размер холста, часто использовавшийся для изображения исторических, религиозных или мифологических сцен, нарушив многие академические правила. Когда же толпам зрителей и озадаченным одиноким критикам удавалось обуздать свой священный гнев, дело доходило и до художественных особенностей картины. И, оказывалось, что здесь Мане допустил еще больше непростительных вольностей, чем в выборе сюжета. Он совершенно непростительно поступил с перспективой – фигура женщины на заднем плане слишком крупная, каждый из героев сюжета как будто находится ближе к зрителю, чем это было бы возможно в реальности. Это позже арт-критики скажут «вовлек зрителя», а экспериментаторы нового поколения будут повторять этот трюк со сжавшейся перспективой. А в 1863 году картину объявляют «нелепой», а художника – непрофессиональным «мазилкой».


Не принятая жюри Парижского салона, картина "Завтрак на траве" вместе с другими работами художников-импрессионистов была представлена в Салоне отверженных, параллельной официальной французской выставке.

По материалам из открытых источников

Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г. | Настольная игра "Главный экспонат"