Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г.​ | Настольная игра "Главный экспонат"
Анри Матисс, "Танец", 2,5 х 4 м
Государственный музей "Эрмитаж", Санкт-Петербург
Анри Матисс "Танец", 1910 г

В 1908 году известный русский коллекционер и почитатель Матисса С. И. Щукин заказал ему два панно для украшения своего московского особняка. Первое («Танец») должно было располагаться над лестницей, а второе («Музыка») предназначалось для украшения второго этажа. Это был первый крупный заказ в жизни Матисса, позволивший ему окончательно проститься с нехваткой средств.


Перед тем, как отправить готовые произведения Щукину в Россию, Матисс выставил их на Осеннем салоне в Париже 1910 году, где они были расценены как дерзкие и вызвали шквал критики. Из-за этого инцидента Щукин даже отказался от заказа, однако потом передумал, написав художнику:

«Сударь, в дороге я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». Однако меценат все же попросил художника зарисовать анатомические подробности обнаженных фигур, чтобы не смущать своих гостей и юных дам, воспитывающихся в доме.


Матисс в этой работе использует всего три цвета: лазурное небо, изумрудная зелень холма, пылающие огненные тела. Люди максимально обобщены, здесь он пишет не танцоров - он пишет танец. Обнаженные тела несут ощущение некой первобытности, первозданности, вызывают аналогии с настенными росписями.

По материалам из открытых источников, а также книги Натальи Семеновой "Московские меценаты"

Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г. | Настольная игра "Главный экспонат"