Кузьма Петров-Водкин, "Купание красного коня", 1912 г. | Настольная игра "Главный экспонат"
Источник фото: https://artchive.ru/
Кузьма Петров-Водкин, "Купание красного коня", 1912 г.

«Купание красного коня» - картина, ставшая откровением дважды, с разницей в полвека. В первый раз - когда только была написана, в 1912 году. Во второй - в 1961, когда после двух войн, революций и заграничных приключений оказалась, наконец, в собрании Третьяковской галереи.

Репин ругал Петрова-Водкина за якобы подражание французской манере фовистов - яркие цвета и образы, действительно, во многом были взяты из опыта художника во время его работы в Европе. Но этот закругленный горизонт возник из переживаний художника после того, как он стал свидетелем жестокой мужицкой драки. Ощущение безысходности от борьбы с невежеством и дикостью вылилось в яркое переживание "…я увидел землю, как планету…".

Когда спустя два года после написания картины началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»! Но пройдет еще три года - и новым толкователям уже захочется наградить картину новым пророческим смыслом. В 1917 году красный конь воспринимается вполне однозначно. Теперь любой разговор о картине обязательно сопровождается толкованием. Одни в ней видят предчувствие трагических событий, которые ждали страну и мир в целом. Другие - мессию, который несет надежду на обновление и возрождение. Третьи - философское представление о том, что каждый человек и предмет существует не в пейзаже, а внутри вселенского пространства, со всем связан и взаимодействует. И каждая версия выглядит убедительно.


По материалам Arthive.

Кузьма Петров-Водкин, "Купание красного коня", 1912 г. | Настольная игра "Главный экспонат"