Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г.​ | Настольная игра "Главный экспонат"
Холст, масло, 174 x 137
Государственная Третьяковская галерея
фото из открытых источников
Василий Пукирев, "Неравный брак", 1865 г


Эту картину хоть раз в жизни пожалуй видел практически каждый. В целом, «Неравный брак» Пукирева — это не только художественное произведение, но и социальный комментарий того времени, который освещает неравенство и несправедливость в царской России.

Браки по расчету, а не по любви, часто с большой разницей в возрасте, были достаточно распространенным явлением в России 19 века. Поэтому изображенный Пукиревым сюжет не был редкостью в изобразительном искусстве того времени Однако трагические интонации, пронизывающие картину «Неравный брак», заставили современников взглянуть на проблему иначе – как на беду общества, как на унизительную коммерческую сделку, грубое вмешательство в судьбу человека.

На полотне изображен момент церковного венчания, которое предстает обыденным явлением, притом что бракосочетание старости и молодости противоестественно. В отличие от других бытовых картин той поры, «Неравный брак» имел необычайно крупный формат: фигуры даны почти в размер натуры, а композиция выстроена таким образом, чтобы усилить впечатление жизненной достоверности изображенного. Более того, зритель чувствовал себя соучастником происходящего, то есть стоящим здесь же в храме. Персонажи расположены вплотную у края полотна, их немного, и им тесно в пространстве рамы.

Наблюдателю этой сцены становится важно восстановить ее предысторию, и при внимательном разглядывании персонажей могут обнаружиться реальные судьбы. Попыток проследить историю создания картины искусствоведами предпринято немало.

Невеста, бледная как смерть, обескровлена собственной драмой, а самодовольный старик-генерал, умело скрывающий волнение, наблюдает за поведением невесты, быть может, опасаясь непредвиденного. Впоследствии Репин писал, что эта работа «испортила много крови не одному старому генералу, а Н.И. Костомаров, увидав картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе…»

Действительно, картине было суждено расстроить не один неравный брак. Факт, приведенный Репиным, свидетельствует и об огромном просветительском и морализирующем влиянии на современников искусства той эпохи, в особенности бытового жанра.

По материалам Третьяковской галереи.

Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г. | Настольная игра "Главный экспонат"