Василий Верещагин, "Апофеоз войны", 1871 г. | Настольная игра "Главный экспонат"
Изображение взято из открытых источников.
Василий Верещагин, "Апофеоз войны", 1871 г.

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Картина, написанная для Туркестанской серии, воспроизводит одну из пирамид, которые складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных народов. Такие же пирамиды сооружались и современными Верещагину среднеазиатскими ханами, одна из которых, возможно, так и впечатлила художника.

Художник всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи репортажного характера, чтобы пояснить сюжет и сформулировать эмоции автора. Не стал исключением и «Апофеоз войны». Текст на раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». То есть своей работой художник напоминает, какой ценой даются военные триумфы.

Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почём зря люди, пока в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло солдат, тем громче слава.

Как живописец Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Посетителям выставок Василий Васильевич казался ужасным, кровавым, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слёзы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас».

Сегодня картина стала культурным мемом и бесконечным поводом для пародий и цитат. Например, в фильме «Выживший» (The Revenant, 2015, «Оскары» режиссеру, оператору и Леонардо ди Каприо) режиссер цитирует «Апофеоз войны», показывая гору черепов бизонов.


По материалам:
https://diletant.media/articles/37922269/
https://war.batenka.ru/item/chto-skryvaet


Василий Верещагин, "Апофеоз войны", 1871 г. | Настольная игра "Главный экспонат"