Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г.​ | Настольная игра "Главный экспонат"
Перформанс Йоко Оно «Отрежь». 1964.
Фото: Minoru Niizuma ©Yoko Ono
(источник фото: https://www.theartnewspaper.ru/)
Йоко Оно, "Отрежь кусок", 1964 г


Йоко Оно долго оставалась в тени мужа, ее собственная карьера была прервана на взлете на много лет, хотя к моменту встречи с Ленноном она была уже знаменитой художницей. Знакомство Йоко и Джона состоялось на предварительном показе ее выставки и, как кажется постфактум, стало частью ее арт-проекта. Сегодня нет сомнений в том, что Йоко Оно стояла у истоков концептуализма, хеппенинга и эстетики взаимодействия, но признание ее заслуг пришло спустя много лет.


Искусство Йоко Оно с самого начала предполагало непосредственное участие зрителя. Один из ее самых известных перформансов «Отрежь кусок» (Cut Piece), впервые прошел в 1964 год, потом повторялся в 1965 и 2003-м


Процесс начинался с того, что Йоко садилась на пол, поджав под себя ноги. Как правило, на ней было одно из лучших ее платьев. Участник перформанса (посетитель) должен был отрезать выданными ему ножницами любой кусок от ее платья на свой выбор. Под конец действа, когда от платья уже мало что оставалось, можно было резать то, что под ним. Иногда зрители резали бретельку бюстгальтера или даже волосы художницы. Однажды в Лондоне зрители потребовали, чтобы Йоко была под охраной. В другой раз кто-то занес ножницы над ее головой, но этот тревожный жест ничем не закончился.


В одной из первых интерпретаций художницы идёт речь об идее полной отдачи себя зрителям, которым разрешено взять столько, сколько они захотят. Но это ставит вопрос о том, оставим ли мы хоть что-то, если нам свободно позволить брать без конца. Сможем ли увидеть ту грань, которую переступать нельзя хотя бы уже из этических и гуманных соображений?


Действия участников заставляют нас задуматься о поведении человека в социуме. В данном отношении перформанс «Отрежь кусок» больше походит на социальный эксперимент, демонстрирующий нам нелицеприятные стороны человеческого существа и опьяняющую силу вседозволености.


По материалам The ArtNewspaper Russia, Artchive, Dzen

Виктор Пивоваров, "Старичок, к тебе можно?" 1996 г. | Настольная игра "Главный экспонат"